Previous Entry Поделиться Next Entry
Фотография за деньги - простая арифметика
avgetm

Как для фотографа, так и для потребителя фотоуслуг стоимость съемки зачастую объективно не оценивается.

Основным критерием является среднестатистическая рыночная стоимость, но в отличии от товара  диапазон цен на съемку, например, Love Story в Москве может колебаться от 500 до 7000 в час. Причем на резонный вопрос "Почему?" я часто слышу логичный ответ "Потому что так стоит у знакомого фотографа".


В последнее время коммерческая фотография как относительно новое направление сферы услуг продолжает набирать обороты, создавая вокруг себя множество мифов. Все их перечислять не буду, но хочу остановиться на одном  -  финансовом.

Миф-папа  "Фотограф много зарабатывает " вместе со сказкой-мамой "Фотография - это просто" произвели на свет  не одну сотню чудо-фотографов, которые хотят очень просто заработать  много  денег... Мечта!

Мои коллеги часто спрашивают, сколько им брать за ту или иную съемку. Этот же вопрос, только по оплате не менее часто задают люди, которым нужна эта съемка. Давайте немного все же разберемся в вопросах "сколько?", "за что?" и "почему?".

Итак. Всем известное "Время - деньги" очень многие понимают не так глубоко как следовало бы. Если мы немного отойдем от стереотипов, то деньги сами по себе не просто банкнота, на которую можно купить что-то. Это вполне определенная форма энергии, являющаяся мерой времени, потраченного на создание товара или услуги. Но большое количество фотографов стремятся форсировать финансовую отдачу, пытаясь жать, где не сеяли.

Рассмотрим пример свадебной фотосъемки как яркий пример заблуждений и мифов. 

Нанимая профессионального свадебного фотографа, потребитель платит за достойный результат, но результат под  тщательным рассмотрением включает в себя:

Составляющая 1.

Время, потраченное инженерами и другими производственными ресурсами компании Nikon, Canon, Sony ... на создание аппаратуры фотографа, т.е. ее стоимость.

Если быть более точным, то потребитель оплачивает часть амортизации аппаратуры. Здесь все очень просто. Стоимость фотоаппарата Nikon D3s составляет  220 000 рублей, кевларовый затвор имеет ресурс  300 000 циклов, т.е. с учетом расходов на чистку матрицы и прочее обслуживание один "щелчок затвора" фотоаппарата стоит 1 рубль. За полный свадебный день делается от 2000 до 3000 кадров. Т.е. до 3 000 рублей  фотограф должен закладывать в стоимость съемки как амортизацию камеры.

Сюда добавляется амортизация вспышки или нескольких вспышек, добавляя 1000 рублей к съемке на каждую вспышку, включая ресурс NiMH-аккумуляторов. Еще в среднем 3000 уходит на амортизацию пары объективов  и дополнительных принадлежностей для более творческого использования аппаратуры, таких как штативы, светомодификаторы, фильтры  и т.д. .

Итого 7000 рублей для фотоаппарата с одной вспышкой за свадебный день. Это только начало.

Составляющая 2.

Для обработки фотографий необходим компьютер и монитор. Причем если фотограф печатает фотокниги на Durst-бумаге, ему необходим монитор с цветовым охватом минимум 98%Adobe RGB, стоимость которого в среднем составляет 60 000 за 24-дюймовую диагональ. Компьютер достаточно мощный с RADE-массивом для ускорения работы с файлом подкачки и внешним хранилищем для резервного копирования материала (а значит надежности хранения) обходится фотографу не менее 80 000 рублей, т.е. 140 000 за системный блок с монитором.  Предположив, что среднестатистический фотограф  с учетом сезонности снимает в год 20 свадеб, а за год цена на эту аппаратуру падает вдвое, легко получить 3500 на амортизацию ПК с монитором на обработку одной свадьбы.

Итак полная амортизация аппаратуры профессионального фотографа составляет примерно 10000 рублей за свадьбу.

Замечу, что более дешевый полупрофессиональный фотоаппарат будет иметь гораздо меньший ресурс затвора, поэтому амортизация аппаратуры начинающего фотографа упадет в основном за счет бюджетного ПК и монитора. С учетом минимальных системных требований для работы Adobe Photoshop полная амортизация "не дорогого" фотографа составит около 7000 рублей.

Составляющая 3.

Опыт фотографа. Время, потраченное на обучение поддается сложнее объективному расчету. Затраты могут включать стоимость обучения в фотошколах, курсах, мастер-классах и самообразование, в которое входит затраты на покупку книг, журналов и т.д..

Пойдем простым логическим путем. Минимальный размер оплаты труда в Москве на сегодняшний день  составляет 11300 рублей, т.е. при 5 дневной рабочей неделе и 8 часовом рабочем дне час работы стоит  70 рублей. Предположим, что фотограф занимается самообразованием 2 часа в день. Это время потенциального заработка, которое он  мог потратить на другую работу или подработку. Т.е. у него могло быть 730 оплаченных часов минимум, что принесло бы ему 51 000 в год. Но он инвестировал это время в обучение и крайне разумно было бы включить эти расходы в стоимость съемки. Но если к тому же он купил пару нормальных книг по 2000 и посетил пару семинаров успешных фотографов по 5000 за каждый, то все эти расходы, деленные на 20 снятых свадеб дадут 3000 компенсации на каждую свадьбу.

Составляющая 4.

Время самой съемки будем считать 14 часов, включая дорогу из дома и вечером домой.

Составляющая 5.

Время, на обработку. Я подсчитал достаточно точно, что мне лично, с моим опытом,  на полную обработку свадьбы необходимо 74 полных часа.  У моих знакомых на это уходит около 140 часов. Кроме этого мы можем добавить еще 6 часов на предварительную встречу, планирование и подготовку, это не беря во внимание времени на рекламу и работу с партнерами.

Исходя из того же алгоритма, привязанного к минимальной оплате труда, время подготовки, съемки и обработки даст еще 600 рублей в стоимость одной из 20-ти свадеб.

А вот теперь все сложим и подобьем итоги.

На основе всех затрат себестоимость   одной свадьбы в среднем составит  20 000 для фотографа среднего уровня. Это за 2000 фотографий, но половина фотографий (сюжетно повторяющихся, брака и пр.) отфильтруется, увеличив вдвое стоимость оставшихся. А это:

1000 фотографий на диске = 20 000 рублей

1 срабатывание затвора = 20 рублей

серия из 5 кадров  = 100 рублей ( за 1 секунду! )

Это СЕБЕСТОИМОСТЬ! минимальная для среднего фотографа, расчитанная на основе потенциального времени работы с минимальной оплатой труда! А если фотограф тратит на обучение не 2 часа в день ... ? Сколько этот самый средний фотограф сможет  заработать на добавленной стоимости, если свадьба у него зачастую стоит меньше или равна себестоимости, чтобы быть более-менее востребованным со своим уровнем в этой ценовой категории?

 Вывод 1.

Оплачивая услуги фотографа, потребитель должен трезво оценивать, что стоит за, казалось бы, простой 10 часовой свадебной съемкой. Он должен  понимать, что оплата за съемку, например,  2000 в час не является оплатой за съему в этот день, это  всего лишь перераспределенная сумма для удобства оплаты, которая только по затратам времени на съемку и обработку без учета амортизации и инвестиций в обучение превращается в реальных 130 рублей в час. В более дорогой работе профессионала точно так же оплачивается не его труд на мероприятии, а его инвистиции в свой талант, опыт и знания и как следствие - достойный результат. 

 Вывод  2.

Профессия фотографа не оправдана финансовой выгодой. "Подработка" свадебной фотосъемкой заведомо убыточна. Но! Варьировать добавленной стоимостью в широком диапазоне фотографу позволяет высокий уровень знаний и опыта, который всегда в цене. На его приобретение нужно время. Много, очень много времени. Это жертва, на которую осознанно идет только по-настоящему творческий человек, для которого затраты - это его плата за опыт, а чистый доход - это возможность заплатить за больший опыт . При этом деньги перестают быть целью и становятся лишь средством самореализации.
Для быстрого же заработка лучше поискать другие варианты и не пачкать творчество меркантильностью и жаждой наживы, лишающей счастья не только фотографа, но и его клиентов.

Алексей Гетманенко
( event-фотограф, руководитель авторской школы фотографии Time Format )



Метки:

  • 1
Леша, спасибо за материал! Было полезно прочитать.

Жестко))
Только заказчик не любит думать... им все равно как тяжело комбайнеру, трактористу и пекарю - потребителю нужна булка хлеба за 5 рублей, а не за 30, и плевал он с эльфелевой башни на загнивание отечественного сельского хозяйства. Уж извини за метафору :)

Все верно написано. Только поправьте "RAID" массив.

Добрый день,
Прошу прощения, мы с вами не знакомы, но хочется высказаться по поводу вашей статьи. Это исключительно мое мнение и мне не хотелось бы вступать в ссоры/скандалы и прочее.. но все же.

Я могу понять вас как фотографа, но статья слишком утрирована, на мой взгляд. Мне вот интересно, таксист тоже перед поездкой высчитывает износ всех деталей автомобиля в рассчете на одну поездку и закладывает их в себестоимость? Это ведь тоже помимо бензина-масел, времени человека, а еще амортизацию гаража учесть надо, мойки и прочее. Амортизация в вашем рассказе самая дорогая. Я не хочу сказать, что она не нужна, но, извините, посредственному фотографу и камера Nikon D3s за 220 000 рублей не нужна, на мой взгляд. Все равно не поможет.

Но больше всего удивил пункт про обучение. Давайте возьмем врача, или хотя бы инженера. На обучение в институте уйдет 6 лет, для врачей еще больше. И там он получит минимум знаний и потом еще всю жизнь будет фактически продолжать обучение. А ведь все это время он мог работать! А если он еще и платные дополнительные курсы посещал или вообще платно учился? Как рассчитать, за какой срок он должен вернуть те деньги, что не заработал за эти 6 лет? Какая у него зарплата должна быть?

Здорово, что вы себя так высоко цените, точнее, цените среднестатистического фотографа. Но, почему-то здесь ни слова нет о качестве работ этого среднестатистического фотографа. Работу инженера оценивают не по тому, сколько он времени потратил на обучение, а по тому, чему он научился, что он реально умеет. Так может не будем удивляться, что к фотографам большинство относится так же? И странно было бы платить 20000 фотографу, который снимает чуть-чуть лучше какого-нибудь соседа с любительской камерой. Сейчас действительно слишком много "фотографов" без чувства композиции и вкуса. Но фотография же это искусство, а не работа за станком, чтоб оценивать амортизацию щелчков и от нее рассчитывать зарплату. И если фотограф не является художником, не может построить кадр, то мне не будет его жаль, когда его "бизнес" станет убыточным.

Что же касается тех, кто действительно может фотографировать (это очень не многие из той огромной толпы, что называет сейчас себя фотографами), они вправе поднимать цены до тех пор, пока найдется потребитель их услуг. Чем выше мастерство, тем меньше нужно будет высчитывать стоимость щелчков и времени, потраченного на обучение.

В чем я с вами согласна, так это в том, что не стоит относиться к фотографии как к легкому заработку. Да, человек без способностей тоже может научиться, но его путь к хорошим фотографиям будет столь затратен, что никогда не окупится в реальных рыночных условиях.

И еще, посмотрите с другой стороны. Потребитель услуг среднего фотографа - обычный человек, не миллиардер. Сколько должен копить на свадьбу человек с зарплатой 11300 рублей, если только фотографу он заплатит 20000? Так что если вы хотите получать столько и больше за каждую свадьбу, придется потрудиться над качеством своей работы и найти потребителя услуг, который это оценит и сможет оплатить.

Теперь скажу лично от себя как от потребителя. Стоимость щелчка 1 рубль мне на самом деле не кажется высокой. НО! Может быть я чего-то не понимаю в свадьбах... неужели люди хотят 1000 фотографий? причем это уже удачные, да? То есть пара и окружение успели за день принять 1000 разных ракурсов? И все удачные? Может, люди хотят получить 1000 фото потому что знают, что действительно хороших там будет процентов 10? Тогда вам не кажется, что это говорит о некомпетентности фотографа? Я не думаю, что средняя семья будет распечатывать или пересматривать 1000 фотографий. Просто они не доверяют фотографам. А фотографы себе. Поэтому делают с одной и той же позиции по 5 кадров в надежде, что хоть один будет удачным, тем самым увеличивая себестоимость действительно нужных кадров.

В общем, тезисно, мое мнение

- безусловно глупо пытаться заработать "быстрых денег" на фотографии
- помнить себестоимость нужно, но реальный доход будет пропорционален мастерству фотографа. Обговаривая стоимость учтите ожидания клиента. Может быть, ему не нужны 2000 срабатываний вашего затвора, а нужно лишь 5 удачных?

Здравствуйте, Ксения. Спасибо большое за ваше мнение, оно ценно для меня. Ссор и скандалов я тоже не сторонник, но все же ... в споре рождается истина )
Итак по порядку по ходу вашего текста:
- Таксист не закладывает все перечисленное в стоимость, за него это делает компания, на которую он работает (бамбил не считаю, т.к. это не работа, а подработка).
- D3s я не брал в расчет для посредственного фотографа.
- Учеба в институте это отдельная тема, о которой я с удовольствием выскажусь в другой статье. И какие должны быть у врачей, учителей и т.д. зарплата, это и я, и вы прекрасно знаете. Я говорю о времени, потраченном на целенаправленное обучение специфике, которое приносит наилучший эффект в становлении специалиста, о специальных курсах, которые проходят экономисты, инженеры ... после окончания государственного института, если хотят чего-то добиться и повысить свой уровень.
- "ни слова о качестве" - согласен, т.к. о качестве было написано ранее в статье "Профессионализм или каким фотоаппаратом вы снимаете", прочтите ее пожалуйста и все непонимания будут исчерпаны.
http://avgetm.livejournal.com/5646.html
- если вы внимательно прочитали статью, то вы не должны были бы так агрессивно реагировать. Ее цель не свести искусство к голым расчетам, а небольшая подсказка к оправданности стоимости услуги для фотографа и потребителя. Я не знаю где людям взять 20 000 с зарплатой 11 000, я знаю что я могу предложить им за 70 000 и могу обосновать каждый рубль этой стоимости, при этом нет диффицита спроса. Видимо дело в "качестве" ? Как считаете?
- вы не обижайтесь, пожалуйста, но последний абзац коментить не буду, т.к. я не понимаю зачем вы его написали, если не знаете особенностей спроса. Вы могли бы просто спросить, а я бы с удовольствием вам рассказал о том, как организуется и выполняется съемка, что ценно, когда нужны серии, а когда нет, сколько люди хотят фотографий, зачем нужны фотокниги и т.д. ... а если хочется просто поскандалить, не понимая о чем речь, то это не здесь. )

Алексей, про RAID контролер (вроде он так пишется). можно по проще собрать не на SAS накопителях. Фотографу В первую очередь нужна сохранность данных, и достаточный объем для работы, а под кеш можно выбрать SSD. Такой "гибрид" будет бюджетнее и оправдан.

Вариантов много. Но важна не только сохранность, но и скорость обмена информацией. Материал с разных мероприятий сливается, резервируется, обрабатывается, индексируется, сортируется под разные задачи, 60 Гб пришло, через час 100 ушло, а завтра новая съемка ... под кэш SSD не годится, тем более с его ресурсом, только под систему. Нужна скорость, очень нужна ) На RADE-10 решаются обе задачи.

Да, спору нет. Тут личное дело каждого, что выбирать и на чем работать. Просто не раз видел картину как продавцы железа впаривали не совсем то, что надо покупателю. Зато за дорого и "круто" в итоге переплачивая в 3-4 раза. Не знаю ваших масштабов, поэтому цена в 80 т.р. для меня показалась несколько завышена для средненького фотографа.

Мы вернулись к теме статьи. Фотограф не должен спрашивать у продавца, какой системный блок ему нужен. Откуда он знает особенности работы!? Он знает только, что ему нужно продать больше и дороже. Покупка железа диктуется необходимостью, нехваткой ресурсов и опытом, который позволяет трезво оценить на сколько нужена более мощная система. Мой опыт привел меня к этому решению, которое для меня и моих коллег в целом необходимо и достаточно, хотя лично мой компьютер стоит куда дороже.
Можно обойтись и компом за 20 000, но это значит только то, что фотограф, видимо, не имеет такой необходимости, именно необходимости, значит, говоря о "среднем фотографе", я его не отношу его к таковым и речь идет не о любителях, подрабатывающих фотосъемкой.

К ТЕМЕ СТАТЬИ О СТОИМОСТИ РАБОТ

КАКОЕ СЧАСТЬЕ ЧТО КСЕНИЯ ТАК МОЛОДА! И ОНА КАК И БОЛЬШИНСТВО ЗАКАЗЧИКОВ ВЫРАЖАЕТ САМОЕ ХАРАКТЕРНОЕ ОТНОШЕНИЕ КО ВСЕМУ ЭТОМУ. А ИМЕННО; СЛАБОЕ ПОНИМАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ И В ТОЖЕ ВРЕМЯ САМЫЕ ЗАВЫШЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО КАЧЕСТВУ К РЕЗУЛЬТАТУ. (ТИПА ВЫ МНЕ НА МЫЛЬНИЦУ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ СНИМИТЕ.) СНИМИМ КСЕНИЯ КАКИЕ ПРОБЛЕММЫ. ЕЩЕ КАК СНИМЕМ. И ЗА КОПЕЙКИ... НО УЖ НЕ ОБИЖАЙТЕСЬ ЕСЛИ ВАШИ ДРУЗЬЯ ВАС НЕ ПОЙМУТ ПО КАЧЕСТВУ. А ВЕДЬ ЧЕРЕЗ ТЦАТЬ ЛЕТ ТАК ЗАХОЧЕТСЯ И НА СЕБЯ МОЛОДУЮ И ОЧАРОВАТЕЛЬНУЮ ПОСМОТРЕТЬ И ДРУГИМ ПОКАЗАТЬ. АН НЕТ! ТОЛЬКО С МЫЛЬНИЦЫ ...))) В ЭТОМ УВАЖАЕМАЯ КСЕНИЯ ВСЕ ДЕЛО. ВЫ НА СВАДЬБЕ ВОДКУ ВИПЬЕТЕ ЗА НЕСКОЛЬКО ЧАСОВ И ЗАБУДИТЕ УЖЕ НА СЛЕДУЮЩЕЕ УТРО. А ЗАХОЧЕТСЯ ВСПОМНИТЬ ТОЛЬКО ХОРОШЕЕ (А НЕ ТОЛЬКО КАК НА СТОЛЕ ТАНЦЕВАЛИ И ЭТО УЖАСНОЕ ПОХМЕЛЬЕ. КАКОЕ БЫЛО КРАСИВОЕ ПЛАТЬЕ И КАКАЯ БЫЛА ОЧАРОВАТЕЛЬНАЯ НЕВЕСТА. СЛЕЗЫ СЧАСТЬЯ НА ГЛАЗАХ МАМЫ И УДИВЛЕННЫЕ ГЛАЗА ПАПЫ (КАКАЯ ЖЕ У НЕГО ПРЕЛЕСНАЯ ДОЧКА). И ВСЕГО ЭТОГО НЕ БУДЕТ. ФОТОГРАФ ТО ИЗ СВОИХ ОДНОЙ РУКОЙ СТАКАН ДЕРЖАЛ А ДРУГОЙ ФОТКАЛ...ВОТ И НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ. НАЗЫВАЕТСЯ СЭКОНОМИЛИ. ВИДИМО ЛУЧШЕ НА ТРИ БУТЫЛКИ КОНЬЯКА МЕНЬШЕ ЧЕМ НА ТРИ ФОТКИ. Я ТАК ДУМАЮ. С УВАЖЕНИЕМ ВВ

Стоимость работы фотографа

(Анонимно)
ПО стоимости обучения
Не совсем уместно делить стоимость обучения за год на количество свадеб в 1 году. Ведь опыт и знания это не разовый ресурс, и повышая квалификацию на мастер классах из печатных изданий фотограф будет применять их вновь и вновь, так что скорее все стоимость обучения стоит складывать за весь период работы, возможно делить пополам (забыл, изменил методику), и в полной мере прибавлять к стоимости серии съемок применяемых с данными знаниями/навыками. В данном случае к серии из 20 свадеб, для упрощения счета. И, наверное, отсюда стоит и искать основную причину для ежегодного увеличения цены продукта.

(Удалённый комментарий)
Уважаемый Андрей. Если Вы заметили, то эта статья НЕ "смета" для клиента. Это информация, которая поможет фотографу сложить свою собственную стоимость, а потребителю - не зацикливаться на почасовой оплате. Я же четко написал - посчитайте свою стоимость сами.
Я очень рад, что Вы меняете лампы во вспышказ и затворы на фотоаппаратах, несмотря на предупреждения производителя о снижении надежности, это Ваше плное право, как и право использовать ССД для работы с ценной информацией, имеющих крайне ограниченное количество циклов перезаписи на ячейку (видимо, Вы не знали об этом). У меня другая политика, и я продаю машину до того, как нужно будет делать капитальный ремонт двигателя, т.к. не имею права подвергать потребителя любому риску, свидетелем которого я был не раз.
Если бы Вы меня знали лучше, вряд ли Вы сказали, что я "имею наглость вменять клиенту ..." , а так как Вы меня не знаете, то все что Вы пишете свидетельствует только о Вашей невоспитанности, а после цитаты про туалетную бумагу - еще и глупости.
Если Вы не цените время, которое тратите на рост своего дела и развитие своих талантов - это тоже Ваше право, я -ценю свое, поэтому разубеждать Вас в этом не буду, время рассудит.
Да, и еще, будьте добры, прочитайте последний абзац статьи и, возможно, Вы поймете о чем она была, и что Вы не увидели за своей ребяческой импульсивностью и дешовым сарказмом.
С уважением, Алексей Гетманенко.

(Анонимно)
Ксюша и Андрюша редкостные представители архаичного люмпена, больше добавить просто нечего... Удачи вам, ребята, в редкостной способности демонстрировать скорее отсутствие интеллекта, чем его присутствие. Для того, чтобы в буквальном смысле обвинять автора статьи в наглости, торгашестве и дешевой меркантильности, вам для начала не мешало бы на рынке свадебных услуг,в частности, изучить коньюктуру рынка в столичном регионе. А Сахалин, Нижний Новгород, это, конечно, замечательные и дорогие сердцу русского человека места, но никоим образом стоимость услуг среднестатистического фотографа с этих регионов не может свидетельствовать о тенденциях стоимости услуг свадебного фотографа по стране и мире в целом. И если вас пугает (или напрягает) стоимость средней свадьбы у Алексея в 70000 рублей, ну, ребята, тогда это вопрос не к Алексею, а к политической элите страны, которая стоит у руля.

(Анонимно)
Возвращаясь все к той же википедии."Люмпенизация общества означает увеличение доли этих слоев в населении и РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ ЛЮМПЕНОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА И КРИЗИСА." Отсюда надо плясать, чтобы понять о чем шла речь в посте про "представителей архаичного люмпена", Мистер НЕУРАВНОВЕШЕННОСТЬ.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account